«Справедливые цифровые финансовые услуги»
Под таким девизом проходил в этом году Всемирный день прав потребителей, который отмечается ежегодно 15 марта.
Развитие цифровых финансов происходит очень быстро. Ожидается, что к 2024 году число потребителей цифровых банковских услуг в мире превысит 3,6 миллиарда человек. Активно включаются в процесс внедрения новых финансовых технологий и отечественные компании. По итогам периода 2010–2018 годов в России был выявлен феноменальный, 30-кратный рост числа безналичных карточных транзакций. В 2020 году Россия вошла в топ-5 стран по отказу от наличных, а пандемия COVID-19 еще более ускорила изменения в индутрии платежей.
В таких условиях существенно возрастает и риск финансового мошенничества. Как показывает анализ поступающих от потребителей обращений на нарушения их прав при оказании финансовых услуг, наиболее актуальными по-прежнему остаются недобросовестные практики, посягающие на следующие права потребителя:
— на свободный выбор (навязывание дополнительных услуг без согласия потребителя, отказ в предоставлении финансовых услуг, блокировка банковских карт и т. п.);
— на безопасность услуги (хищение денежных средств со счета потребителя, взыскание задолженности).
Чаще всего объектом интереса для мошенников становятся доверчивые и пожилые граждане.
Быстро развивающийся и сложный характер цифровых финансовых услуг демонстрирует потребность в инновационных подходах к регулированию, а также в цифровых финансовых услугах и продуктах, в основе которых лежит защита и расширение прав и возможностей потребителей.
Позиция Роспотребнадзора однозначна: развитие цифровой экономики не должно ущемлять интересов граждан.
Ирина Митракова,
главный врач ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области»