Комментарии

Большая катастрофа в хрониках подводного мира

12 августа

281

0

12 августа исполнилось двадцать лет со дня трагедии атомной подводной лодки «Курск», в которой погибли все 118 членов экипажа. Это стало самой большой катастрофой в хрониках подводного флота.

12 августа 2000 г. в Баренцевом море проводились учения Северного флота. Атомная субмарина «Курск» в предписанное время не вышла на связь. А в 23:44 был зарегистрирован взрыв. На место происшествия прибыла группа кораблей, обнаруживших в 4.51 подводный крейсер, находящийся на дне на глубине 108 м.

14 августа в 11.00 командованием российского ВМФ было сделано официальное сообщение о том, что крейсер «Курск» лежит на дне и что с ним поддерживается радиосвязь (как позже выяснилось, связь велась через перестукивание). Заверялось, что экипажу ничего не угрожает и со спасательным глубоководным колоколом на борт подается топливо, кислород и продув систем подлодки.

Но результат осмотра представил иную картину: лодка была воткнута в дно моря под углом 40 градусов, что привело к полной деформации носовой части, а спасательная камера для всплытия была сильно повреждена. Возможность спасти экипаж была маловероятной. И все же на следующий день началась спасательная операция. К месту происшествия подошли корабли аварийно-спасательных служб, а также крейсер «Петр Великий», но пятибалльный шторм не позволил им начать эвакуацию.

По сообщению генерального конструктора Центрального конструкторского бюро, в субмарине воздуха могло хватить лишь на пять-шесть дней.

16 августа шторм стих и спасательное судно «Рудницкий» спустило к подлодке глубоководный аппарат проекта «Приз». После нескольких неудачных попыток пробраться внутрь, было принято решение о принятии любой помощи от зарубежных спасателей.

19 августа на место событий из Норвегии прибыло судно под названием «Normand Pioneer», имеющее на борту британскую спасательную мини-лодку LR5. На следующий день норвежские водолазы осмотрели субмарину и попытались проникнуть внутрь, разблокировав вентиль аварийного люка. Но открыть сам люк они не смогли — для этого понадобилось изготовить специальный инструмент.

21 августа нашим спасателям все-таки удалось вскрыть аварийный люк и пробраться в девятый отсек, который оказался заполненным водой. Здесь спасатели обнаружили тело одного из членов экипажа. В корпус подлодки ввели видеокамеру для проверки состояния других отсеков.

После этого было сделано официальное заявление о гибели команды подводной лодки «Курск».

23 августа был объявлен всероссийским днем траура, и Президент лично выразил соболезнование родным и близким погибших. Днями позже был подписан указ о посмертном награждении экипажа подлодки «Курск» высокими государственными наградами.

19 сентября Президент В.В. Путин отдал распоряжение поднять затонувший крейсер и останки экипажа. 25 октября начали операцию по поднятию останков погибших подводников. Оказалось, что после взрыва некоторые члены экипажа были еще живы. В предсмертной записке, найденной в кармане у погибшего командира 9 отсека Колесникова, говорилось о 23 моряках, находящихся в девятом отсеке и отчаянно пытавшихся выбраться из лодки через аварийный люк. Но из-за воды в отсеке им это не удалось. В период с осени 2000 до зимы 2001 года было извлечено 115 тел погибших членов экипажа.

7 октября 2001 г. началась заключительная операция по поднятию «Курска» со дна.

27 октября Генеральный прокурор Российской Федерации объявил о заключении осмотра субмарины, которое указывало на распространение по всей лодке огня, достигавшего в эпицентре температуры 8000 градусов.

26 июля 2002 г. Генеральным прокурором России было заявлено, что гибель АПЛ «Курск» была обусловлена взрывом в месте размещения учебной торпеды, повлекшим за собой последующие взрывы боевых торпед, располагавшихся в первом отсеке подлодки.

(Взято из открытых источников)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Читайте так же