Десять ошибок родителей
В одном из номеров «районки» руководитель службы «Детского телефона доверия» (8-800-2000-122) Алла Волхова рассказывала о некоторых проблемах, которые могут возникнуть в процессе воспитания ребенка. Сегодня мы продолжаем начатую тему. Психологи называют, как минимум, 10 родительских ошибок, которые формируют вредные привычки у детей:
Ошибка 1: Позволять ребёнку всё.
Когда ребёнок не встречает ни малейшего отпора своим прихотям, даже случайным он, как правило, не чувствует родительской защиты. Ведь получается, малыш сам решает, что ему необходимо, а родители лишь исполнители его воли. Такая ответственность слишком тяжела для маленького человека. И следствием станут нервозность и истерики.
Ошибка 2: Не позволять ребёнку ничего.
Живя в постоянных ограничениях, ребёнок рано или поздно постарается разорвать душные рамки. Как? Самым простым способом — скандалом.
Ошибка 3: Быть непоследовательным.
С ребёнком родители каждый день ведут себя по-разному: то терпимы и снисходительны, то взрываются по любому пустяку; то запрещают лишние мультфильмы, то заняты и готовы включить их на весь вечер. Ребёнок не понимает, почему родители совершают противоречащие друг другу поступки. Родители — образец поведения для ребёнка. Они формируют его границы, установки, правила жизни, а при таком поведении в жизни нет стабильности и ясности.
Ошибка 4: Не соблюдать режим.
Ребёнок, не имеющий четкого режима, вместе с этим не имеет ощущения стабильности жизни. Он не понимает, по каким законам существует его мир и есть ли эти законы вообще. Кроме того, без четкого режима и распорядка дня быстро наступает усталость и физический дискомфорт.
Ошибка 5: Не ограничивать просмотр мультфильмов и игры на компьютере.
Развитие, которое дают мультфильмы и компьютерные игры, — мнимое. А вред вполне конкретный. Любые мультфильмы, а тем более игры, как минимум очень воздействуют на процессы возбуждения, которые и без того у детей преобладают над процессами торможения.
Ошибка 6: Не наказывать ребёнка.
Наказывать ребёнка нужно, иначе ребёнок не будет чувствовать рамок дозволенного. Не потому, что он такой непонятливый, а потому, что родители их не установили. А без таких рамок ребёнку… страшно. Поэтому он будет пытаться их найти. И прибегнет к постоянным истерикам, как к самому непозволительному поведению. Может быть, так удастся достучаться до родителей.
Ошибка 7: Подчиняться детской истерике.
Родители не могут терпеть нескончаемый крик и выполняют желание ребёнка. С этого момента ребёнок начинает догадываться: его крик сильнее родительской воли.
Ошибка 8: Кричать на ребёнка.
Возможно, крик будет вполне результативен, и ребёнок перестанет делать то, чем разгневал родителей. Но таким образом ребёнку даётся хороший урок крика. Он непременно возьмёт с них.
Ошибка 9: Не сдерживать негативные эмоции.
Ребёнок, конечно, не осудит родителей за истеричность. Но такое поведение к сведению примет и будет вести себя так же.
Ошибка 10: Не обращать внимания на ребёнка.
Он-то привыкнет. И играть научится сам, и болтать прекратит, но не нужно удивляться непонятно откуда взявшимся вредным привычкам. Такой ребёнок еще надеется обратить на себя внимание. Они действуют по принципу: «лучше пусть отругают, чем не заметят».