Один день — без мата
Хотите верьте, хотите нет, но сегодня, 3 февраля, отмечается Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой. Цель праздника – добиться искоренения мата из повседневной жизни, хотя бы в публичных местах.
Сам статус — Всемирный — свидетельствует о том, что эта самая лексика имеется не только в нашей стране и не только в русском языке.
По количеству нецензурных слов и выражений первое место в мире занимает английский язык, второе — голландский. Русский язык занимает третье место.
К сведению: в словаре ненормативной лексики русского языка находится 16 тысяч слов. Впервые русский мат встречается в берестяной грамоте XII века. До XIV века на Руси неприличные слова называли «нелепыми глаголами».
Специалисты подсчитали, что человек употребляет бранные слова в среднем 230 тысяч раз в течение жизни.
Увы, уровень культуры речи сегодня так катастрофически низок, что к «ненормативной лексике», как именуется брань в лингвистике, не стыдятся прибегать ни политики в публичных выступлениях, ни журналисты, что уж говорить о «простых смертных»: многие по-матерному разговаривают, умудряясь почти не прибегать к иным словам. Все это очень печально, особенно потому, что сквернословие — это не только и не столько проблема культуры.
О том, почему сквернословие — зло, чем оно опасно с духовной точки зрения, к каким силам взывает ругающийся, говорят пастыри Русской Православной Церкви. Ведь слова не нейтральны. Они взаимосвязаны с окружающим нас миром. В отличие от животных, которых называли в древности безсловесными, человек обладает высшей степенью словесности, разумности. Он может прославить языком Бога, а может кого-то обругать или проклясть.
Употребляемые многими людьми сквернословия — это эвфемизмы, то есть не договоренные до конечного смысла слова, только намеки, полуназвания. А откровенная ругань без прикрас — страшна и ужасна! Как отпраздновать этот день? Просто проведите его без употребления нецензурных слов и выражений в своей речи. Помните: борьба против сквернословия — это не борьба против вредной привычки. Это борьба за то, чтобы оставаться христианином.