Потребитель, знай свои права!
15 марта 2023 года отмечается Всемирный день прав потребителей. Тему защиты прав потребителей мы взяли за основу при подготовке этого материала. Поговорили со специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курской области в Щигровском, Черемисиновском, Тимском, Советском, Касторенском, Горшеченском, Мантуровском районах и отправились в пятницу на рынок. Вернее — на универсальную ярмарку. Именно такой официальный статус имеет бойкая торговля, которую еженедельно ведут предприниматели в Мантурово.
Большую консультативную помощь журналистам оказала начальник территориального отдела Корнилова Светлана Ивановна.
Отношения, возникающие между исполнителями услуг или продавцами товаров и потребителями, регламентируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020г №2463.
Закон «О защите прав потребителей» – основной документ, в котором перечисляются права потребителей, распространяется и на нашу универсальную ярмарку. Правда здесь есть нюанс — если продавцом является официально зарегистрированный предприниматель или его работник, нанятый по договору. Должна быть вывеска (табличка) организации с наименованием организации или ИП, номере свидетельства о регистрации ИП, каким органом зарегистрирован.
Систематизировав собранную информацию, даем подсказки землякам
Продукция животного и растительного происхождения, которая попадает в продажу, в обязательном порядке проходит проверку и должна иметь:
— документы, подтверждающие прослеживаемость и собственника реализуемой продукции (товарная накладная — кто поставщик, кто получатель – ИП или ООО, осуществляющий продажу товаров);
— документы, подтверждающие качество и безопасность продукции (декларация или сертификат о соответствии), если не переработанная продукция животного происхождения (сырое мясо) — ветеринарное свидетельство; растениеводческая продукция должна сопровождаться декларацией о соответствии; в месте ярмарочной торговли — результатами исследования продукции лабораторией ветеринарно-санитарной экспертизы на содержание нитратов, пестицидов.
Каждый покупатель имеет право попросить продавца предъявить сопроводительную документацию на товары, которые он продает. В конкретном месте продажи у представителя производителя может не быть оригиналов документов, но они могут показать сканы или копии, а проверить самостоятельно детали можно в едином реестре на сайте Федеральной службы по аккредитации.
В законе «О защите прав потребителей» прямо говорится, что продавец обязан предоставить клиенту исчерпывающую и корректную информацию о предлагаемых товарах и услугах (ст. 10). Поэтому покупатели могут свободно спрашивать о товарах. А если их невольно или специально обманули (например, назвали не тот сорт яблок, который покупатель искал), это может быть поводом для того, чтобы вернуть покупку и потребовать назад деньги.
Обвес — один из самых распространенных способов обмана. У предпринимателя должны быть исправные средства измерения, в том числе в доступе потребителя, а также указана цена на товар, его наименование, указание цены за какую единицу товара — штук, килограмм, метр и т. д. (п.п. 2-4 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи).
Предупредите продавца, что сомневаетесь в его честности или не доверяете оборудованию, которым он пользуется, поэтому будете перепроверять вес товара. Можно носить с собой безмен или небольшие весы — никто не вправе запретить вам взвесить продукты после покупки и предъявить претензии в случае обнаружения обвеса. При возникновении спорного вопроса, если возникла конфликтная ситуация, которая может перерасти в скандал, обращайтесь к сотрудникам полиции.
Особенности санитарно-эпидемиологических требований к нестационарным торговым объектам при организации мелкорозничной торговли и ярмарок регламентированы санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию».
Вот о чем идет речь
Над торговыми местами должны устанавливаться навесы или иные конструкции для защиты пищевой продукции от атмосферных осадков и прямых солнечных лучей.
Реализация пищевой продукции должна осуществляться при наличии условий для ее хранения, установленных производителем продукции.
Торговые палатки, киоски, торговые павильоны, реализующие скоропортящуюся и неупакованную нескоропортящуюся пищевую продукцию должны быть обеспечены раковинами для мытья рук.
Передвижные средства, используемые при организации развозной и разносной торговли, по окончании рабочего дня должны подвергаться санитарной обработке.
Не допускается реализация в нестационарных торговых объектах и на ярмарках скоропортящейся пищевой продукции при отсутствии холодильного оборудования.
Реализация хлеба, кондитерских и хлебобулочных изделий должна осуществляться в упакованном виде.
Для организации отпуска горячих готовых кулинарных изделий должны использоваться изотермические или подогреваемые емкости, тележки, внутренняя поверхность которых должна быть выполнена из моющихся и нетоксичных материалов.
Продажа бахчевых культур частями и с надрезами не допускается.
Наличие и использование инвентаря при отпуске пищевой продукции вразвес
Продавец должен быть обеспечен санитарной одеждой и условиями для соблюдения правил личной гигиены.
Продавец должен иметь при себе личную медицинскую книжку с отметками о пройденном медицинском осмотре и заключением врача о допуске к работе.
Продавцы имеют право разрезать овощи и фрукты только для дегустации и демонстрации их спелости или иных качеств. Если вам предлагают не цельный товар, вы вправе отказаться от такой покупки. Но это касается только фруктов и овощей, другие виды товаров – сыры, колбасы, мясо – могут продаваться в нарезке – при наличии условий мытья рук в торговом месте, мытья разделочного инвентаря.
Если действия продавца ущемляют ваши права, вы можете пожаловаться на него.
Напишите жалобу (не претензию) в Роспотребнадзор. Он проведет контрольно-надзорные или профилактические мероприятия в рамках установленных Правительством, федеральным законодательством полномочий, выявит и пресечет нарушения, если таковые есть. Если и это не помогает, обращайтесь в суд. В суд можно обратиться и параллельно с Роспотребнадзором, таким образом можно и пресечь неправомерные действия продавцов, и вернуть потраченные деньги.
Имущественные споры решаются в судебном порядке, Роспотребнадзор не вправе обязать хозяйствующий субъект вернуть деньги.
Несакционированная торговля гражданами как физическими лицами квалифицируется по части 1 статьи 14.1. КоАП РФ «незаконное предпринимательство». При данных обстоятельствах протокол об административном правонарушении может быть составлен уполномоченными должностными лицами: должностные лица полиции (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ); должностные лица территориальных органов ФНС России.
Отношения, возникающие между исполнителями услуг или продавцами товаров и потребителями, регламентируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020г №2463.
Закон «О защите прав потребителей» – основной документ, в котором перечисляются права потребителей, распространяется и на нашу универсальную ярмарку. Правда здесь есть нюанс — если продавцом является официально зарегистрированный предприниматель или его работник, нанятый по договору. Должна быть вывеска (табличка) организации с наименованием организации или ИП, номере свидетельства о регистрации ИП, каким органом зарегистрирован.
Елена Борякина