Комментарии

Потребитель, знай свои права!

15 марта

61

0

15 марта 2023 года отмечается Всемирный день прав потребителей. Тему защиты прав потребителей мы взяли за основу при подготовке этого материала. Поговорили со специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курской области в Щигровском, Черемисиновском, Тимском, Советском, Касторенском, Горшеченском, Мантуровском районах и отправились в пятницу на рынок. Вернее — на универсальную ярмарку. Именно такой официальный статус имеет бойкая торговля, которую еженедельно ведут предприниматели в Мантурово.

Большую консультативную помощь журналистам оказала начальник территориального отдела Корнилова Светлана Ивановна.

Отношения, возникающие между исполнителями услуг или продавцами товаров и потребителями, регламентируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020г №2463.

Закон «О защите прав потребителей» – основной документ, в котором перечисляются права потребителей, распространяется и на нашу универсальную ярмарку. Правда здесь есть нюанс — если продавцом является официально зарегистрированный предприниматель или его работник, нанятый по договору. Должна быть вывеска (табличка) организации с наименованием организации или ИП, номере свидетельства о регистрации ИП, каким органом зарегистрирован.

Систематизировав собранную информацию, даем подсказки землякам

Продукция животного и растительного происхождения, которая попадает в продажу, в обязательном порядке проходит проверку и должна иметь:

— документы, подтверждающие прослеживаемость и собственника реализуемой продукции (товарная накладная — кто поставщик, кто получатель – ИП или ООО, осуществляющий продажу товаров);

— документы, подтверждающие качество и безопасность продукции (декларация или сертификат о соответствии), если не переработанная продукция животного происхождения (сырое мясо) — ветеринарное свидетельство; растениеводческая продукция должна сопровождаться декларацией о соответствии; в месте ярмарочной торговли — результатами исследования продукции лабораторией ветеринарно-санитарной экспертизы на содержание нитратов, пестицидов.

Каждый покупатель имеет право попросить продавца предъявить сопроводительную документацию на товары, которые он продает. В конкретном месте продажи у представителя производителя может не быть оригиналов документов, но они могут показать сканы или копии, а проверить самостоятельно детали можно в едином реестре на сайте Федеральной службы по аккредитации.

В законе «О защите прав потребителей» прямо говорится, что продавец обязан предоставить клиенту исчерпывающую и корректную информацию о предлагаемых товарах и услугах (ст. 10). Поэтому покупатели могут свободно спрашивать о товарах. А если их невольно или специально обманули (например, назвали не тот сорт яблок, который покупатель искал), это может быть поводом для того, чтобы вернуть покупку и потребовать назад деньги.

Обвес — один из самых распространенных способов обмана. У предпринимателя должны быть исправные средства измерения, в том числе в доступе потребителя, а также указана цена на товар, его наименование, указание цены за какую единицу товара — штук, килограмм, метр и т.  д. (п.п. 2-4 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи).

Предупредите продавца, что сомневаетесь в его честности или не доверяете оборудованию, которым он пользуется, поэтому будете перепроверять вес товара. Можно носить с собой безмен или небольшие весы — никто не вправе запретить вам взвесить продукты после покупки и предъявить претензии в случае обнаружения обвеса. При возникновении спорного вопроса, если возникла конфликтная ситуация, которая может перерасти в скандал, обращайтесь к сотрудникам полиции.

Особенности санитарно-эпидемиологических требований к нестационарным торговым объектам при организации мелкорозничной торговли и ярмарок регламентированы санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию».

Вот о чем идет речь

Над торговыми местами должны устанавливаться навесы или иные конструкции для защиты пищевой продукции от атмосферных осадков и прямых солнечных лучей.

Реализация пищевой продукции должна осуществляться при наличии условий для ее хранения, установленных производителем продукции.

Торговые палатки, киоски, торговые павильоны, реализующие скоропортящуюся и неупакованную нескоропортящуюся пищевую продукцию должны быть обеспечены раковинами для мытья рук.

Передвижные средства, используемые при организации развозной и разносной торговли, по окончании рабочего дня должны подвергаться санитарной обработке.

Не допускается реализация в нестационарных торговых объектах и на ярмарках скоропортящейся пищевой продукции при отсутствии холодильного оборудования.

Реализация хлеба, кондитерских и хлебобулочных изделий должна осуществляться в упакованном виде.

Для организации отпуска горячих готовых кулинарных изделий должны использоваться изотермические или подогреваемые емкости, тележки, внутренняя поверхность которых должна быть выполнена из моющихся и нетоксичных материалов.

Продажа бахчевых культур частями и с надрезами не допускается.

Наличие и использование инвентаря при отпуске пищевой продукции вразвес

Продавец должен быть обеспечен санитарной одеждой и условиями для соблюдения правил личной гигиены.

Продавец должен иметь при себе личную медицинскую книжку с отметками о пройденном медицинском осмотре и заключением врача о допуске к работе.

Продавцы имеют право разрезать овощи и фрукты только для дегустации и демонстрации их спелости или иных качеств. Если вам предлагают не цельный товар, вы вправе отказаться от такой покупки. Но это касается только фруктов и овощей, другие виды товаров – сыры, колбасы, мясо – могут продаваться в нарезке – при наличии условий мытья рук в торговом месте, мытья разделочного инвентаря.

Если действия продавца ущемляют ваши права, вы можете пожаловаться на него.

Напишите жалобу (не претензию) в Роспотребнадзор. Он проведет контрольно-надзорные или профилактические мероприятия в рамках установленных Правительством, федеральным законодательством полномочий, выявит и пресечет нарушения, если таковые есть. Если и это не помогает, обращайтесь в суд. В суд можно обратиться и параллельно с Роспотребнадзором, таким образом можно и пресечь неправомерные действия продавцов, и вернуть потраченные деньги.

Имущественные споры решаются в судебном порядке, Роспотребнадзор не вправе обязать хозяйствующий субъект вернуть деньги.

Несакционированная торговля гражданами как физическими лицами квалифицируется по части 1 статьи 14.1. КоАП РФ «незаконное предпринимательство». При данных обстоятельствах протокол об административном правонарушении может быть составлен уполномоченными должностными лицами: должностные лица полиции (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ); должностные лица территориальных органов ФНС России.

Отношения, возникающие между исполнителями услуг или продавцами товаров и потребителями, регламентируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020г №2463.

Закон «О защите прав потребителей» – основной документ, в котором перечисляются права потребителей, распространяется и на нашу универсальную ярмарку. Правда здесь есть нюанс — если продавцом является официально зарегистрированный предприниматель или его работник, нанятый по договору. Должна быть вывеска (табличка) организации с наименованием организации или ИП, номере свидетельства о регистрации ИП, каким органом зарегистрирован.

Елена Борякина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Читайте так же