Чего боятся телефонные мошенники
17 ноября свой праздник отмечают участковые уполномоченные полиции. На их долю выпала большая профилактическая работа по борьбе с телефонными мошенниками, которые продолжают совершенствовать свои методы, пытаясь выманить деньги или личные данные у доверчивых граждан.
О том, что пугает телефонных мошенников и как можно эффективно с ними бороться, проконсультировал начальник ОУУП и ПДН отделения МВД по Мантуровскому району Олег Сопин.
— Неужели мошенника можно чем-то напугать?
— Мошенники боятся, когда собеседник явно понимает их тактику и уверенно реагирует. Если вы говорите уверенно и задаете уточняющие вопросы, мошенники часто теряются и могут прервать разговор. Например, если спросить: «Назовите, пожалуйста, номер вашего сотрудника или отдела, я перезвоню через официальный сайт», злоумышленники обычно заканчивают разговор. Им не по душе фразы: «Я записываю этот разговор, чтобы передать его в правоохранительные органы», «Минуточку, я проверю ваш номер через специальное приложение». Злоумышленники избегают ситуаций, когда разговор может быть передан правоохранительным органам. Напоминание о фиксации звонка и намерении сообщить в полицию часто служит действенным способом заставить мошенника прекратить попытки обмана.
Мошенники опасаются современных технологий, таких как приложения для распознавания номеров и антиспам-фильтры. Программы собирают данные о номерах, отмеченных как спам, и предупреждают пользователей о потенциальной угрозе. Можно установить приложение для распознавания номеров, чтобы сразу видеть, если звонок поступает от известного мошенника.
— Сотрудники полиции всегда рекомендуют не передавать посторонним свои личные данные.
— Совершенно верно. Если вы не раскрываете свои личные данные, мошенники теряют интерес. Злоумышленники полагаются на получение информации, такой как паспортные данные или номера банковских карт. Когда человек настороженно реагирует и не делится данными, это делает звонок бесполезным для мошенников. Можете смело говорить подозрительному собеседнику: «Извините, я не могу предоставить такую информацию по телефону», «Все мои финансовые операции я провожу только через приложение, лично».
— Аферисты являются хорошими психологами и тщательно обрабатывают выбранную жертву. Это так?
— Телефонные мошенники часто используют манипуляции, чтобы вызвать у жертвы страх, волнение или доверие. Например, могут заявить, что ваши счета были взломаны, и предложить помощь в их блокировке. Если человек сохраняет спокойствие и не поддается эмоциям, мошенники могут прекратить попытки. Никогда не поддавайтесь давлению. Оставайтесь спокойными и задавайте уточняющие вопросы, а лучше — кладите трубку и блокируйте номер. Вы не поверите, но существует большое количество случаев, когда специалисты ИТ или безопасности сами попадали под уловки и сценарии мошенников.
— Вы не раз говорили, что в борьбе с мошенниками важна профилактика, опирающаяся на подготовку и осведомленность.
— Знание распространенных схем обмана — сильное оружие. Люди, осведомленные о методах, которые используют мошенники, легче выявляют обман и не попадаются в ловушки. Назову схемы, которых стоит остерегаться:
— звонки якобы от сотрудников банка с просьбой подтвердить подозрительную транзакцию;
— сообщения о выигрыше в лотерее, в которой вы не участвовали;
— звонки о «проблемах с налоговой» или «просроченных долгах»;
— предложение записаться на прием к врачу или кому-то другому через Госуслуги.
— Ваши рекомендации жителям района?
— Подвергайте все нестандартные коммуникации сомнению. Не поддавайтесь на провокации и помните: ваша безопасность в ваших руках.