Путевые зарисовки волонтёра: из Мантурово в Мелитополь и обратно
Неоднократно, на страницах районной газеты, мы рассказывали о волонтерской группе «Помощь военнослужащим Мантурово 46». Относительно небольшое сообщество, состоящее из неравнодушных людей, которых объединяет общая цель – помощь участникам СВО. За полтора года своего существования через группу прошло очень много обращений. От самых простых и менее затратных, до покупки дорогостоящего оборудования. Человеку, далекому от волонтерской деятельности, сложно понять, что это прежде всего труд. Огромный труд. Неоплачиваемый и, часто, неблагодарный. Казалось бы, ну, что сложного — деньги собрал, купил, отвез. Все просто ведь. Никто не берет в расчет время и силы, которые тратятся во время поездки.
Долго думая и немного сомневаясь, решаюсь на поездку с администраторами группы. Маршрут далекий: Мантурово — Мелитополь, 1100 км и двое суток в пути практически без сна и отдыха.
Время 2.30 ночи, отправляемся в дорогу. Маршрут выбран по расстоянию длиннее, но безопаснее. Трое мужчин — Вадим и Дмитрий на «УАЗе», купленном для бойцов с Запорожского направления, Сергей и я с ним — на другом автомобиле. Связь между водителями поддерживается по рации.
Первая остановка — на станции АЗС в Воронежской области: бензобак заправляется «до полного», плюс канистры. Пьем кофе, разговариваем, полны сил и энергии. Едем, километраж на навигаторе немного уменьшается и это радует, но утренние часы дают о себе знать — начинает клонить в сон, а спать нельзя. Как правило, если пассажир в полудреме, водитель тоже захочет поспать.
Проезжая соседние области, невольно обращаю внимание на меняющийся ландшафт, погоду, дороги и освещение на них. В поселках и деревнях мелькают разноцветные огни, дома украшены в ожидании Нового года.
Разговариваем с Сергеем обо всем подряд, интересуюсь, с чего вдруг он решил начать «волонтерить». Рассказал о знакомой девушке, у которой муж погиб «за ленточкой». О том, как после этого она решила пройти курсы в учебном заведении Московской области и пойти по стопам погибшего мужа.
Сидеть и равнодушно думать, что ничего не происходит, по типу «моя хата с краю», Сергей не смог. Начинал сам. Ничего не зная и набивая шишки, постепенно стал разбираться в обмундировании, оборудовании. Потом свою помощь предложил Вадим. Так и пошло…
Рассказывал о сложности объединения групп. Логично было бы действовать вместе, но не получается. Кто-то просто хочет работать сам, кто-то не делает отчеты, а кто-то возит только продукты. Каждому — свое.
Следующая остановка — город Таганрог Ростовской области, здесь была заранее забронирована гостиница и предстоял долгожданный обед, до нашей цели еще чуть больше 300 км незнакомой дороги. Немного передохнув, отправляемся в путь. Теперь Вадим в «УАЗе» один, попутчик остался в Таганроге. На выезде из города большой затор из машин, это увеличивает время нашего прибытия в точку назначения на неопределенный срок. Нашли объезд через СНТ (садоводческое некоммерческое товарищество) — лужи, ямы, вместо дороги — насыпь. Зато «УАЗ» был проверен на проходимость. А погода и атомобиль проверяли Вадима на стрессоустойчивость: начался дождь и отказали дворники. Грязь от встречных машин настойчиво летела в лобовое стекло, на фарах образовалась сантиметровая грязь. Приходилось останавливаться чаще для решения этой проблемы. Лобовое стекло мыли сначала водой, потом газировкой, вытирали салфетками — в ход шло всё, что имелось в наличии.
Немного неуютно стало после проезда через границу — телефоны превратились в «кирпичи», не подавая ни единого сигнала сети, но, справедливости ради стоит отметить, быстрый проезд таможни.
Дорога хорошая, местами освещенная, где-то двухполосная, где-то четырех. На пути встречаются разбитые остановки, немного пострадавшие населенные пункты. Скорее всего уже частично восстановленные.
Замелькали огни большого города. Мариуполь. В 2022 году он стал приоритетной целью для российских войск и сил ДНР, и с 28 февраля 2022 года город находился в осаде.
Для справки. Территория города подвергалась хаотическим артиллерийским обстрелам и ударам с воздуха. Как следствие, 90% города были повреждены или разрушены. В ходе боёв артиллерией и налётами российской авиации был практически уничтожен один из крупнейших заводов чёрной металлургии «Азовсталь», где засели неонацисты. После 81-дневной осады Мариуполь был освобожден.
Когда заехали в Мариуполь, первое, что бросилось в глаза, — разрушенный город, сгоревшие дома и огромное количество новогодних огоньков. Полуразрушенный многоэтажный дом без окон, лишь в одном уцелевшем горит свет. Чувтвуется внутренний дисбаланс от сочетания красоты и ужаса. Это самое первое и сильное впечатление от города, которое запомнится на всю жизнь. Жуткая трагедия в светящихся гирляндах. Город живет: люди гуляют, много транспорта на улицах.
Мелитополь встретил другой картиной. Звенящей тишиной, но тоже украшенной. Здесь назначена встреча с ребятами, кому пригнали машину. Но выяснилось, что уже действует комендантский час и покинуть место своей дислокации они не могут. Мы тоже не можем передвигаться по городу, но выбора нет. Едем дальше.
Находим ребят. Выходят два молодых парня. Передаем «УАЗ» и новогодние подарки для солдат, тут же записываем видео с благодарностью для группы и отдельно для детского сада №127 города Курска.
На следующий день бойцы, оценив машину, еще раз благодарят за такого «зверя». Они закупаются продуктами и уезжают «за ленточку».
На этом можно было бы и закончить повествование, но тут начинается самое «интересное». Не успели отъехать и 100 метров, как нас остановил патруль. Вопросов много: кто мы, откуда, зачем приехали и что привезли? Проверили документы, сумки, багажник, посоветовали парковаться и ложиться спать в машине, не все же такие понимающие, как они. Перспектива спать в машине не радует. Вадим с Сергеем, на свой страх и риск, решают ехать дальше. Нам повезло. Миновав все блок-посты, приехали обратно в Таганрог. В 3.30 зашли в гостиницу, у всех было одно желание — спать. 25 часов в пути дались нелегко. На сон 5 часов и возвращаться домой.
Утром, перед отъездом, сходили посмотреть на Азовское море, оно всего в 300 метрах от гостиницы.
Проехав больше 2000 километров меньше, чем за двое суток, и оценив все прелести волонтерской деятельности, понимаешь — это тяжкий труд, еще и опасный. Когда ты собственными глазами видишь то, что пережили люди, понимаешь, сколько всего лишнего в нашей жизни, лишних вещей, которыми мы дорожим. Они делают комфортной нашу жизнь, красивой. Но на самом деле важно, что близкие рядом, что мы живем в безопасности и у нас есть уверенность в завтрашнем дне. Это надо ценить. Мы к этому настолько привыкли, что не замечаем этого.
У нашего общества не остается выбора: невозможно не измениться. Мы не выживем по одному. Всё держится на взаимопомощи, сострадании. Общие враг, беда и трагедия всегда объединяют. А то, что сейчас происходит, — это трагедия для миллионов людей.
Олеся Тимофеева